Российский турпоток в Болгарию в сезоне 2012 дал 33% рост и достиг 600 тыс. человек – туристические власти страны рассчитывают сохранить эти темпы и в 2013 году. Основных инструментов для привлечения российского туриста Болгария использует три: максимально открытая визовая политика, развитие новых предложений на туристическом рынке плюс совершенствование хорошо знакомых, облегчение авиаперевозки, а также активная реклама возможностей болгарского направления.
«Россия является для нас одним из самых важных туристических рынков, генерирующих турпоток в болгарскую туротрасль», — такую позицию министерства экономики, энергетики и туризма Болгарии обозначил в приветственном слове участникам «Интурмаркета» руководитель ведомства Асен Васильев. По словам Бойко Коцева, болгарского посла в Российской Федерации, в прошлом году в Болгарии побывали свыше 600 тысяч россиян. Неточное число объясняется тем, что к 575 тыс. туристов, получивших болгарскую визу, добавляется количество посетителей с действующим Шенгеном. По словам Бойко Коцева, в нынешнем году количество российских туристов в Болгарии, скорее всего, сохранит темпы роста на уровне 25-30%. Всего курорты Болгарии посетили 6.5 млн иностранных туристов, что дает в сумме рост примерно на 3.4%, поэтому в результатах российского турпотока Болгария особенно заинтересована.
В первую очередь для увеличения количества российских туристов болгары рассчитывают на свою визовую политику. «Мы стараемся сохранить все положительные стороны нашей визовой политики в отношении России», — отметил заведующий консульской службой посольства республики Болгария в РФ Ангел Георгиев. По словам дипломата, в сезоне 2013 года продолжится и усовершенствуется практика выдачи туристам многократных виз. Так, многократную полугодовую визу будут давать, в том числе и туристам, обратившимся за визой впервые. Кроме того, Болгария открывает два новых визовых центра – в Омске и Мурманске. По приведенной болгарской стороной статистике, только в Петербурге за прошлый летний сезон было выдано 52.5 тыс. виз, что позволило по этому параметру занять Болгарии второе место после Финляндии. Причем эта цифра ещё показала и снижение на 12.5%, причина которого – большое количество шенгенских виз на руках у питерских туристов. Также болгарами продолжится практика выдачи бесплатных детских виз. Кстати, рост российского детского туризма в Болгарии наиболее активный – он составил 47%.
Решается и транспортная проблема. Так, в обращении министра говорится об урегулировании «авиационной проблемы»: в высокий туристический сезон — в период с 15 мая по 16 сентября — российским авиакомпаниям разрешат совершать чартерные рейсы в Болгарию без согласования с назначенными перевозчиками со стороны России. Как дополнил Димитр Цонев, представитель компании Solvex в Москве, прямые чартеры полетят и из регионов, в частности из Омска и Оренбурга, на крыльях авиакомпании «Оренэйр».
Пополнить российский турпоток Болгария стандартно надеется и за счет развития новых направлений, отличающихся от традиционного «пляжного» отдыха. В частности, совместно с АТОР Болгария представила проект по СПА-программам. Также российские туроператоры совместно с российским же Минкультом разрабатывают программу «патриотического туризма» по памятным местам Болгарии, связанным с общими с Россией историческими достопримечательностями.
Кроме того, в преддверии сезона Болгария планирует развернуть активную рекламную кампанию. «Мы сделаем акцент на продвижении в регионах, причем туризм будет входить составляющей в продвижении Болгарии как бренда», — сообщила в эксклюзивном интервью корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Мария Иванова, глава отдела туристической безопасности в министерстве экономики, энергетики и туризма Болгарии. В числе регионов – Екатеринбург, Новосибирск, Нижний и Великий Новгород, Казань, Алтайский край и Чувашия. Основное внимание будет обращаться на непосредственную работу с аудиторией – живые презентации, выставки, мероприятия, рекламные туры, а вот традиционная «наглядная» реклама будет использована в значительно меньшей степени.
Отдельно представители болгарской стороны подчеркнули, что прошедший в стране политический кризис на туризме никак не скажется. «Активные протестные движения возникают не в туристических местах, они возникают там, где концентрируется власть», — прокомментировал Бойко Коцев. Более того – туризм стал едва ли не первым объектом внимания «обновленного» министерства – не далее как на прошлой неделе в Болгарии был принят новый закон о туризме. «Одна из основных целей закона – защита прав туристов и безопасность, особенное внимание мы обращаем на детский и молодежный отдых», — прокомментировала Мария Иванова, одна из разработчиков закона. В настоящее время в Болгарии разрабатываются требования по детским базам, экскурсиям для детей и прочим форматам детского туризма.