Молодой, дикий, господень, купальский, живой, мертвый, разрушающий, для хождения по кострищу и прочее. Это все названия огня в нашем фольклоре, имеющем множество перевоплощений в народных обрядах. Но значение его всегда относится к очищению и даровании света.
Огонь наделен волшебными силами – предохраняет от болезней и злых сил, прогоняя их, бережет от града, даже, как вы знаете, не подпускает волков… С помощью угольев, свечей или головешек осуществляется освещение дома, одежды и предметов. Обычно поленьями дом должен был обеспечивать мужчина, а сбором хвороста и сучков для разжигания занимались дети и женщины.
Согласно поверью очаг в доме никогда не должен угасать. В ином случае ничего доброго не ждет проживающих там людей. Поддерживать же этот постоянный процесс должна хозяйка дома. Каждый вечер она заботливо покрывает угли пеплом, чтобы можно было ранним утром вновь развести огонь. Разведение первого огня в доме всегда сопровождалось ритуалом. Его осуществляла самая пожилая женщина, перечисляющая имена детишек, желая всем здоровья, разбирательства в доме и плодородия.
Огонь очень важный элемент в ряде лечебных практик, связанных со снятием порчи свинцом и гашением углей при заговоре. У изголовья роженицы некогда оставляли зажженный огонь, который поддерживали до 40-го дня – срока, о котором верится, что молодая женщина и ребенок подвержены угрозы от посягательств невидимых вредных сил. Опять-таки в этот период роженица выносила с собой горящие угли, если ей приходилось выходить из дому после заката солнца, т.е. после затухания „небесного огня”. Очищение огнем символически проходила одежда младенца, случайно забытая под ночным небом.
Существует и ряд обычаев, требующих перепрыгнуть через костер, что должно приносить здоровье. Обрядовые сельские костры широко распространены во время мартовских праздников. В день 1 марта, т.е. с приходом весны, на праздник, когда, как символ счастья и здоровья, и до сих пор дарят две кисточки из нитей белого и красного цвета, сжигались все старые и ненужные вещи. В марте также отмечаются день Святых сорока мучеников /22 марта/ и Благовещение /25 марта/, когда с помощью огня изгоняются символически змеи, ящерицы и вредные насекомые. Эти недруги в домах и на поле прогонялись и в день Еремии-Запрягальника, о котором мало говорили, так как он приходится на 1 мая, когда принято отмечать День международной солидарности трудящихся.
В канун этого праздника, непосредственно после захода солнца, невесты, девушки и дети обходили дом и двор. Как и на Благовещение, они произносили всяческие наговоры с заклинаниями. И непременно нужно было производить сильный шум, употребляя кочергу и тот же ухват, а также другие железные пособия, прошедшие сквозь огонь. А во многих местах разводили костры, через которые нужно было перепрыгнуть.
Весенние костры тоже предохраняют, очищают и готовят плодородие летом и осенью. И самый известный огненный обычай в это время года Заговенье. В ряде мест страны высоко поднимали горящую корзину или наполненный дегтем мех. В других делали круги нагретым в огне сошником или лемехом. Туда засыпали солому, которую поджигали. Исходящие от них пламя и искры напоминают о солнце, связаны с солнечной магией, что представляет собой солнечную магию и обожествлением нашего Ярила и усиления его мощи.
Обрядовые костры также раскладываются в день Ивана Купалы и непременно на праздник Свв. Константина и Елены в Странджанском краю. Особой силой отличается огонь, горящий в очаге на Сочельник. Даже зола его обладает целебными свойствами. Наряду с почитанием огня в качестве созидательной силы, наш народ придерживается обычаев, направленных на предохранение от разрушительной силы природных стихий. В летние месяцы в день Св. Павла (30 июня), в день Св. Илии (20 июля) и дни в конце июля – 28, 29, 30 июля, называемые в народе Горячники, проводились ритуалы, предостерегающие от огня. В эти дни наложен запрет на проведение разных работ, в основном полевых, и непременно на разжигание костров и любого огня, дабы не сгорело что-нибудь.