Мода на чтение снова возвращается, вопреки констатациям, что в последние годы болгары перестали интересоваться литературой. Чтение важно для нашего развития как личности, сказал бы каждый воспитатель. Оно помогает эмоциональному и интеллектуальному созреванию, развивает воображение, стимулирует любознательность, формирует интересы.
«К сожалению, чтение не всегда прямо пропорционально покупке книг, по крайней мере, в Болгарии», – объяснил Константин Йорданов, менеджер по торговле в одном из крупнейших болгарских издательских домов «Сиела». Эти выводы он сделал на основе традиционного годового рейтинга сети книжных магазинов издательства, в которой продаются и книги всех других издательств.
Каков первый вывод, который можем сделать на основе топ 50 самых продаваемых в Болгарии книг в 2011 году?
«Наблюдая рейтинг в этом году, первое, что производит впечатление и уже превращается в закономерность – это то, что налицо большой интерес читателей к книгам на психологическую тематику, к мотивационной литературе, к книгам о самопознании, – говорит Константин Йорданов. – Это каким-то образом иллюстрирует и кризис личности на данный момент – люди ищут какое-то внешнее решение своих проблем. Мы как бы начинаем общаться все меньше между собой и все больше американизируемся, т.е. обращаемся за помощью к психоаналитику, к кому-то, с кем общаться, но не физически.
Из рейтинга за 2011 г. мы видим еще один интересный феномен – наблюдается возвращение к притчам, учениям из прошлого, как например суфизм в книге «Любовь» Элиф Шафак. Могу привести в качестве примера и другие подобные произведения, как «Скрытый дар» – это притчи и сентенции о жизни Джериеса Авада (Geries Awwad), «Формула счастья» британского психолога Клиффа Арнала, эзотерическая книга «Тайна» Ронды Берн и еще многие другие. Эта тенденция все более прослеживается в течение последних лет».
Итак, первое и второе место в рейтинге самых читаемых книг в прошлом году занимают «Три вопроса» и «Я хочу рассказать вам о…» аргентинского психоаналитика Хорхе Букая. Первая десятка завершается двумя другими книгами Букая – «Давай расскажем вместе» и «Любить с открытыми глазами». Константин Йорданов уточнил, что, в сущности, в топ 50 входят все книги Букая, переведенные на болгарский язык до сего момента – в общей сложности шесть. Третье место занимает «Любовь» турецкой писательницы Элиф Шафак.
Болгарских книг, включенных в десятку, только две. Четвертую позицию занимает юмористическая «биография» премьер-министра Бойко Борисова, которая называется «Я, Бойко», написанная сценаристами популярного телевизионного шоу Слави Трифонова, а пятое место – «Лили Иванова. Правда» – автобиография певицы, редактированная журналистом Мартином Карбовским. Следующая самая продаваемая болгарская книга – новый роман Людмилы Филиповой «Аномалия» занимает 15-е место.
Читают ли больше болгары сегодня?
«Я оптимист. Одна из причин этому то, что многие молодые люди начали читать, а они по презумпции – «сложный» контингент среди наших клиентов, – заявил Константин Йорданов, но уточнил, что в этом году отсутствовал сильный тинейджерский роман. – 2010 год был очень показательным в поддержку моего утверждения, прежде всего с книгами Стефани Майер, почти все из которых фигурировали в топ 50 за 2010 год. Из рейтинга за 2011 становится ясно и то, что болгары не только вновь начинают читать – они читают книги болгарских авторов. Уже ясно можем выявить группу из около 10 современных болгарских писателей, которых люди знают и ожидают их книг с большим интересом. Среди них – Алек Попов, Георги Господинов, Захари Карабашлиев, Любен Дилов-младший, Ваня Штерева, Илия Троянов. К сожалению, чтение – это одно, а покупка книги – это другое. У нас уровень покупок книг – в 6-7 раз ниже среднего покупки книг для Европы, т.е. если один европеец покупает в среднем 5-7 книг в год, болгарин покупает одну».
Как и в остальных видах бизнеса, рынок книг сильно сконцентрирован в столице Софии, где реализуется 50 % оборота. «Мы следим внимательно за т.наз. критерием «средней продажи» и из года в год видим, как средний уровень покупок книг понижается, прежде всего, в провинции. Фактор цена очень важен, даже первостепенен», – объяснил Константин Йорданов. И дополнил, что в провинции более низкие финансовые возможности населения определяют более слабую закупку книг, а не отсутствие желания.
Что делает книгу продаваемой?
«Это вопрос вопросов. Есть море книг, которое заливает книжные магазины, а наш бизнес не может позволить себе много средств на рекламу и PR. Из-за этого очень ценные книги не покупаются, так как недостаточно рекламированы и известны. И наоборот – далеко не столь значимые произведения радуются завидному рыночному успеху. Реклама продает. СМИ тоже играют огромную роль в отношении продаж.
Константин Йорданов сделал еще одно важное уточнение о развитии книгоиздания и продажах в Болгарии:
«Наш бизнес очень тесно связан с тем, что происходит в мире. В последние годы в отношении продажи книг в нашей стране можно выделить две основные течения – болгарские современные авторы, которые, однако, занимают не более 10-15 % общего рынка, и остальное, что является переводной литературой. Болгарские издатели на данный момент достаточно гибкие – когда появляется новое заглавие, успешное в мире, то оно очень быстро появляется и на болгарском языке. Так что мы сильно связаны с мировыми тенденциями в этой области. Существуют ли сильные заглавия за рубежом, то и у нас будет работа», – обобщил Константин Йорданов, и дополнил, что его надежды на нынешний 2012 год связаны с тем, чтобы он не был хуже предыдущего. Что он не будет лучше, в этом Йорданов почти уверен.