Президент Росен Плевнелиев предложил болгарскому парламенту принять решение о проведении национального опроса по вопросам, связанным с мажоритарным выбором части народных представителей путем обязательного и электронного голосования. В интервью Радио Болгария эту тему прокомментировал эксперт в области конституционного права и бывший конституционный судья профессор д-р наук Георги Близнашки.
«Моя оценка относительно инициативы президента полностью положительна. Тем более что он не навязывает свою точку зрения, а предлагает проведение референдума по этим вопросам. Судя по формулировке его предложения, данный референдум должен иметь консультативный характер. Т.е. если болгарский народ выступит за мажоритарный вотум, обязательное и электронное голосование, впоследствии будут решаться подробности. Я считаю, что это умеренный подход. Он, в конечном итоге, заставит наших политиков, сегодняшних лидеров, поразмышлять над тем, что происходит в болгарском обществе. Разве не следует дать категорический ответ на его ожидания?»
По мнению заместителя председателя Народного собрания Маи Маноловой, два из элементов предложения о референдуме насчет обязательного и электронного голосования нарушают Конституцию. Можно ли это преодолеть?
«Следует выяснить вот что. Основная проблема связана с вводом мажоритарного начала избирательной системы. Лично я в последние несколько месяцев постоянно повторяю, что нам следует вернуться к нашей практике с начала 90-х годов ХХ века. Тогда мы провели выборы в Великое народное собрание посредством смешанной избирательной системы – 50:50. Просто надо сделать что-то в ответ на вопросы общества после 220 дней акций протеста. За ними следят со смешанными чувствами во всех точках цивилизованного мира. Потому что у правящих нет никаких намерений считаться с мнением общества. Что бы ни говорили, предложения Маи Маноловой по новому Избирательному кодексу на практике укрепляют статус-кво, а не предлагают возможности для перемен. Уже настало время вслушаться и в голос гражданского общества. А это может произойти посредством ввода мажоритарного элемента. Это принципиальный вопрос. Что касается двух других, то нет сомнений, что если будет воспринята идея обязательного голосования, если болгарский народ на эвентуальном референдуме выскажется в его пользу, надо будет внести соответствующую поправку к конституции. Следует сказать, что в странах как Австрия, Бельгия, Греция, ввод обязательного вотума оказал огромный эффект на их политическую жизнь. Так как резко повысился уровень участия граждан на выборах. А это означает, что явление «купли голосов» в наших условиях, например, представляющее собой огромный недуг болгарской избирательной системы, может быть сведено к минимуму. Что касается электронного голосования, то в этом отношении у нас есть проблемы. Так как недавно Конституционный суд высказался не столько против самогó нового явления, сколько выразил свои опасения относительно того, что тайна вотума не будет гарантирована в достаточной степени. А это уже технический вопрос».
Некоторые аналитики заявили, что обязательный и электронный вотум не приведет к преодолению «купли голосов»…
«При активном участии все станет на свои места. Будет восстановлена соразмерность между влиянием политических сил в обществе и их реальным присутствием в парламенте. Сейчас у нас деформированная картина, которая позволяет партиям с традиционным электоратом очень часто занимать ретроградные позиции, проводить политику вразрез с долгосрочными интересами нации и государства. Так что надо что-нибудь сделать, чтобы преодолеть сегодняшний статус-кво. Вряд ли есть болгарские граждане, удовлетворенные состоянием болгарской политической системы. А как уже стало ясно всем, основная проблема – это сами политические партии».