20 апреля 1876 года вспыхнуло Апрельское восстание, которое стало апогеем борьбы болгар за освобождение от пятивекового османского ига.
Восстание было организовано созданным осенью 1875 года Джурджевским революционным комитетом. Учредителем этого комитета стало молодое поколение болгарских эмигрантов в Румынии, среди которого выделялись имена Стефана Стамболова, Панайота Волова, Стояна Заимова и Николы Обретенова. Учитывая политические затруднения Высокой Порты, как называли османское правительство в те времена, наряду с обострением Восточного кризиса, болгарские революционеры решили подготовить восстание без чужой помощи, чтобы спровоцировать вмешательство Великих держав в разрешение “Болгарского вопроса”.
Согласно решению Джурджевского комитета, Болгария была разделена на революционные округи: Первый – Тырновский округ, который возглавил Стефан Стамболов, Второй – Сливенский округ во главе с Илларионом Драгостиновым, Третий – Врачанский округ под предводительством Стояна Заимова, Четвертый — Пловдивский округ, руководителем которого был назначен Панайот Волов, а впоследствии – Георги Бенковски, и Пятый – Софийский округ, на территории которого по разным причинам подготовка восстания так и не состоялась.
Лучшей была организация Четвертого округа. 19 апреля 1876 года в Копривштицу был отправлен отряд османских заптиев (стражников), чтобы арестовать председателя местного комитета Тодора Каблешкова. 20 апреля местные революционеры атаковали конак (здание, в котором помещались органы власти). Забили церковные колокола, на улицы вышли революционеры, одетые в повстанческие униформы. Люди стали праздновать первый день свободы, а курьеры отправились в Панагюриште, чтобы отнести руководителям революционного комитета так называемое “Кровавое письмо” с вестью о начале восстания. В этот же день к восстанию присоединилось население городка Панагюриште, Бенковски собрал конный отряд, оставшийся в истории под именем “Летучий”, и помчался к окрестным поселкам, чтобы поднять восстание и в них. Очень скоро к бунту присоединился весь район гор Средна-Гора, селения на правом берегу реки Марица, а также часть сел в горах Родопы.
В самом начале восстания турецкие власти были несколько ошеломлены, но совсем скоро, кроме регулярной армии, против повстанцев были брошены и отряды башибузуков (нерегулярные военные формирования). Первым городом, в котором восстание было подавлено, стала Стрелча, за ней последовала и Клисура. 26 апреля начались тяжелые бои за Панагюриште, и через четыре дня столица революционного округа была взята. Османские войска завладели также городами Брацигово, Перуштица и Батак. Только в Батаке за несколько суток были вырезаны или сожжены живьем свыше 3000 человек.
В то же самое время, когда в Четвертом округе шли кровопролитные сражения, “Кровавое письмо” было передано в Тырновский и Сливенский революционные округи, но в них бунт так и не достиг серьезного масштаба. Решение о поднятии восстания в Первом округе было принято 28 апреля, но еще за день до этого местные власти предприняли аресты повстанческих руководителей в городах Горна-Оряховица, Тырново, Севлиево и Троян. Несмотря на это, восстание все-таки было объявлено в поселках Бяла-Черква, Михалци и Мусина. Повстанческий отряд под предводительством отца Харитона оказался окруженным за стенами Дряновского монастыря, а сопротивление восставших продолжилось целых девять дней. Трагической оказалась судьба и двух других отрядов, сформированных в районе Первого революционного округа – Тырновского под предводительством Цанко Дюстабанлиева и Тревненского – во главе с Христо Патревым. К борьбе за освобождение подключились и селения Ново-Село, Крывеник и Батошево, но и там восстание было жестоко подавлено, а Батошевский монастырь был сожжен и разграблен 9 мая.
Во Втором революционном округе массовое восстание так и не произошло, потому что османская полиция еще до прибытия “Кровавого письма” арестовала революционных деятелей в городе Сливен. Учитывая эти обстоятельства, Илларион Драгостинов и Георги Обретенов присоединились к отряду Стоила воеводы, который после продолжительного преследования был окружен и разбит 13 мая.
Пока в Панагюрском, Тырновском и Сливенском революционных округах повстанцы вели кровавые сражения с многократно превосходящим их по численности и вооружению противником, деятели Третьего революционного округа проявили заметное колебание. Они узнали об объявлении восстания только 24 апреля, но решили выждать заранее объявленную дату 11 мая в ожидании отряда Христо Ботева, который из Румынии должен был пересечь реку Дунай и направиться к району города Враца. Несмотря на весть о жестоком подавлении восстания, Ботев решился пересечь Дунай. 17 мая отряд под его руководством захватил корабль “Радецкий” и принудил его капитана пристать к болгарскому берегу у города Козлодуй.
После многодневных сражений с турецкими частями отряд Ботева все-таки достиг окрестностей города Враца, но так и не получил поддержки со стороны местных революционных деятелей.
В конце концов, после нескольких дней сражений выдающийся поэт и революционер погиб 20 мая. Поражение отряда Христо Ботева фактически обозначило тяжелое и окончательное подавление Апрельского восстания. Все восставшие районы были залиты кровью и огнем. В эти памятные дни свою смерть встретили свыше 30 тысяч детей, женщин и мужчин, полностью было сожжено 80 селений, более 200 городов и сел были разграблены. Жестокое подавление восстания нашло широкий международный отзвук. В защиту болгар выступили выдающиеся русские писатели Иван Тургенев, Федор Достоевский, Лев Толстой, француз Виктор Гюго, английский политик Уильям Гладстон, и ряд других политических и общественных деятелей, творцов, ученых, журналистов. Несмотря на неуспех, Апрельское восстание стало вызовом османскому правительству и Великим державам. Благодаря самоотверженности болгарских революционеров, “Болгарский вопрос” был рассмотрен Великими державами на созванной в Константинополе Конференции послов. Таким образом, Апрельская эпопея стала прелюдией к освободительной для Болгарии Русско-турецкой войне 1877-78 годов.