Увидеть аиста или ласточку болгары считают хорошим знаком, так как они – символ наступившей весны. Но когда-то эти птицы были нечто большим – они вили гнезда непосредственно рядом с домом – на крыше, под свесом или на высоком дереве во дворе, и так превращались в соседей людей. Человек привыкал к ним и наблюдал, как они высиживают яйца и как выращивают птенцов. Их заботы и тревоги были ему близкими, поэтому болгары приписывали аистам и ласточкам человеческие черты.
Каждую осень, однако, птицы улетали неизвестно куда, чтобы весной снова вернуться в свои старые гнезда. Для болгар, которые редко покидали пределы своего села, бродяжничество аистов и ласточек было чем-то очень необычным и сильно волновало их воображение.
Согласно легендам, когда-то аист был человеком – очень набожным. Каждый год ходил он на Божий гроб, чтобы поклониться и засвидетельствовать свое почтение. Господь, однако, решил испытать его и проверить, и вправду ли его вера столь сильная. Явился он этому человеку и наказал взойти на высокую гору с большим сундуком, привязанным к спине, но запретил ему открывать крышку и смотреть, что в сундуке лежит.
Начал человек подниматься в гору, но где-то по пути остановился отдохнуть, любопытство превысило наказ Господа, и он откинул крышку. А оттуда вылезли змеи, ящерицы и лягушки и разбежались по широкому миру. Разгневался Господь, превратил человека в аиста и сказал ему, что тот снова станет человеком лишь тогда, когда соберет в сундук всех сбежавших тварей. С тех пор аист целое лето ходит по рекам и болотам и ловит лягушек, змей и ящериц, а осенью все также улетает, чтобы поклонится Божьему гробу и вымолить прощение за свой грех.
Другое поверье гласит, что аисты живут в птичьем обличье только половину времени, а в другую половину они люди. Их земля очень далеко, на краю света. Там женщины не могут рожать, поэтому Господь отрядил им прилетать к нам в облике аистов и здесь выращивать своих птенцов.
Как-то раз, когда аисты собрались улетать, какой-то человек решил пойти за ними, чтобы посмотреть, куда же они собрались. Летели, летели аисты, а он шел за ними, пока не пришел к озеру. Окунулись аисты в воду и превратились в людей. Зажил человек с ними и остался там всю зиму. Весной люди-аисты пошли к другому озеру, окунулись в него и снова превратились в птиц, а наш человек тоже стал аистом.
Прилетел он домой и свил гнездо на амбаре. Однажды его жена забыла бусы у рукомойника во дворе, а человек-аист украл их и спрятал в гнезде. Осенью он улетел с остальными аистами, окунулся в волшебное озеро, снова стал человеком, но решил вернуться домой. Никто из его родственников не поверил, что он жил у аистов, поэтому он залез на крышу и вытащил из гнезда спрятанное украшение. Тогда все поверили, что все лето он был рядом с ними в обличье аиста.
Ласточка тоже когда-то была женщиной – молодой невесткой. В одной народной балладе рассказывается, как она превратилась в птичку.
Заплетая ее волосы в мелкие косы в канун свадьбы, мать девушки закляла ее тяжкой клятвой – молчать в знак почтения к новой семье четыре года, не молвить ни слова ни перед свекровью, ни перед свекром, ни перед молодым мужем. Разволнованная девушка, однако, не поняла мать – показалось ей, что мать наказала молчать четыре года.
Время шло, девушка молчала, ни слова нe молвила, и все считали ее немой. На четвертый год ее муж решил бросить немую и привести в дом новую жену. Привез он ее издалека, а когда они прибыли, уже стояла ночь. Первая супруга вышла во двор со свечой встретить их. Воск капал на пальцы и свадебный перстень, поэтому новая невестка не удержалась и сказала гневно: „Ты немая, не слепая! Не видишь разве, что капает тебе на пальцы? Да не пальцев мне твоих жаль, а серебряного перстня!”. Тогда молчаливая девушка нарушила клятву и сказала: „Боже, я молчала четыре года, а она еще не сошла с лошади, а каких слов наговорила! Неужели она угодит своему мужу? Преврати меня, Боже, в птицу, полечу я над двором и посмотрю, как она ему угодит”. Бог услышал ее просьбу и превратил девушку в ласточку.
Согласно болгарским народным верованиям, ласточка – друг аиста. Ласточки отправляются на юг раньше, но останавливаются у берега моря, чтобы дождаться аистов, потому что без них они не могут перелететь на другой берег. Когда прилетают и аисты, они отправляются в дорогу вместе, и когда ласточки устают, они садятся на крылья аистов, чтобы отдохнуть.
И аисты, и ласточки возвращаются весной в один и тот же дом, в одно и то же гнездо. Их встречали песнями и танцами, особенно дети: болгары верили, что кто поет и танцует, завидев аистов, тот все лето будет здоровым и веселым. На праздник Благовец – 25 марта – в Центральной Болгарии исполняется такой обычай: люди выходят во двор, стучат кочергой и скребком по металлическим ведрам и пугают змей: „Бегите, змеи и ящерицы, а то аисты летят!”. Народное верование гласит, что даже самые большие и ядовитые змеи не могут навредить аистам. Бывало, – рассказывают старожилы, – что змея справлялась с орлом, но никогда еще не побеждала аиста.
В котором дворе аист свил гнездо на крыше или же ласточка – под свесом, – тот дом защищен от несчастий и всего плохого. Большим грехом считается разрушить гнездо, разбить яйца или убить птенцов.
Завидев первых аистов, люди старались, чтобы у них в карманах были деньги или же хлеб в руках, чтобы были они богатыми и сытыми весь год. К тому же лучше было, если человек стоял, а не сидел, чтобы успешной была сельскохозяйственная работа. Первых аистов болгары встречали словами: „Чтобы вы сидели, а я бы летал!”.
Увидеть аиста или ласточку во сне – к удаче, а сон с пойманной ласточкой вещал серьезную прибыль. В Болгарии не существует представления, что аисты приносят детей. Для каждого болгарина аист – это символ весны.