Недавно прошли рождественские и новогодние праздники, за которыми последовало бурное празднование дней Святого Василия, Богоявления, Иоанна Крестителя. Не надо забывать, что церковные ритуалы обвязаны с множеством намного более древних народных обрядов. После небольшого затишья в январе февраль превращается в карнавальный месяц, обещающий бурное веселье до следующего поста, начинающегося после Сырного заговенья у православных. Надо отметить, что приобретшие популярность в католическом мире карнавальные игры переплетаются с верованиями и вовсе предшествующих христианству обычаями, какие имели место на Балканах.
Тут надо вспомнить, что в конце зимы и начале весны древние греки посвящали несколько недель богу вина Дионису, организуя разные игры, соревнования, маскарады с молитвами и жертвоприношениями за плодородие. Стоит ли говорить, что еще более разнузданными эти праздники были среди фракийцев, которые были запасницей вин, продаваемых тем же грекам. Они были и наибольшими почитателя этого напитка из виноградного сока. По всей видимости, от этих фракийских празднеств, породивших греческие дионисии и римские вакханалии, и остались живыми и поныне в Болгарии разные ритуалы ряженых, проходящие своеобразно в разные дни с конца декабря, как обряды колядников, по середину марта обычно.
Итак, пора ряженых приходит к нам с появлением в Болгарии первых подснежников – предвестников далекой, но приближающейся таки весны. Разодетые в пугающие костюмы разных чудищ, под звон колокольцев и грохот побрякушек ряженые исполняют свои танцы. При их шествии во время карнавала по улицам селения они своими действиями стремятся испугать зиму и прогнать злых духов, расчищая дорогу жизни, т.е. весне и добру. Костюмы участников болгарских маскарадов отличаются тяжестью, будучи изготовленными из дерева, покрыты настоящими шкурами животных, чаще всего козьими, и имеют украшения из шерстяных нитей и бумаги. Один такой наряд нередко весит свыше 50 кг, не считая ботал…
Маскировку каждый готовит сам, порой собирая годами нужные вещи, как шкуры, рога, колокольцы, побрякушки, всякие висюльки. Конечно, легче это делать всей дружиной. Ну а ходить, тем более подплясывать, раскачиваясь, в этом снаряжении, поверьте, серьезное испытание. Тем более ценится это желание среди жителей сельских районов, стремящихся сохранить живой подобную традицию, уже тысячелетиями проводящую границу между зимой и летом. И с основанием самый крупный на Балканах фестиваль ряженых, проходящий в г. Перник, где он проводится уже пять десятилетий, был предложен на включение в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Традиционно проводящийся в последний уикенд января карнавал „Сурва” привлекает участников подобных ритуалов и игр со всего света. В разных концах Болгарии обряды ряженых, которых и называют по-разному, тоже отличаются. Их разнообразие огромно.
Эти своеобразные актеры изображают разные бытовые сценки с юмористическим зарядом. Все это объединено общей идеей изгнания злых духов и открытия пути весеннему возрождению. Кстати, делать это могут только молодые парни и холостяки, т.е. не обремененные брачными узами. Лишь так называемый „царь” может быть женат, с мужским первенцем или близнецами. Это в разных краях. По всеобщему признанию этнографов, наиболее живописно проходят эти праздники на юго-востоке Болгарии – в Бургасской, Ямбольской, Сливенской областях и в Восточной Фракии. Прекрасно сохранены традиции в селе Глушник у г.Сливен. Васко Целев – молодой мужчина из местной дружины ряженых, разъясняет особенности ритуального танца в этом краю.
Ранним утром ряженые собираются в месте обитания своего царя. Он непременно должен иметь „невесту” или „бабку”, если прикидывается дедом. Эту роль поверяют самому крупному и здоровому мужчине, играющему комическую фигуру среди остальных, тоже играющих разные определенные роли. С оглушительным шумом и трезвоном, обычно непременно стремясь разлаять и собак, как подмогу к изгнанию нечистых сил, дружина обходит все дома на деревне.
„Ряженые заходят в дом, где их встречает хозяин. „Невеста” ловкими жестами „бреет” ритуально хозяина, который в знак благодарности дарит компот, орехи, орешки, кукурузные хлопья, – рассказывает нам Васко. – Хозяюшка же приготовила каравай, которым и гостит пришельцев. Следует ритуал „вспашки”, затем „сева” и тогда „невеста” изрекает определенные слова с пожеланием урожая всей семье. Таков в общих линиях ритуал в Сливенском крае. Многие люди из окрестных селений и городов, да и из всей страны приходят понаблюдать за этим. Обойдя все дома, дружина под конец отплясывает хоро ряженых на площади, которую на селе называют почти как по-украински „мегдан”, к которому присоединяются все приезжие”.
Любопытно, что в селе Глушник вместо козьих и овечьих, как принято, шкур, ряженые накидывают на себя домотканые изделия типа покрывал или ковриков с длинным ворсом, сотканных из шерсти этих животных.
„Эти своеобразные накидки просто уникальны, их не найдешь нигде в Болгарии. Они представляют козьи покрывала – белые, с большим ворсом и красными зигзагообразными линиями. Все это нам передалось от прадедов. Такие вы увидите не только у нас, но во всей Болгарии”, – убежден ряженый Васко Целев.
В последние годы традиции игр ряженых нарушаются – в них все чаще начинают участвовать дети – мальчики и девочки. Конечно же, костюмы у них намного легче. В последние годы множатся дружины ряженых и фестивалей, на которых они соревнуются.