Взаимные политические обвинения в выкачивании денег из болгарской энергетики, арест должностных лиц в этом секторе, понижение цен на электричество, приведшее к более высоким счетам граждан, ряд судебных дел против государственных компаний. Иными словами – в болгарской энергетике напряжение сильно накалилось.
Бывшие руководители Национальной электрической компании (НЭК) были задержаны в ходе спецоперации Государственного агентства по национальной безопасности в связи со строительством АЭС „Белене”. Только за одни сутки спецслужбы осуществили обыск в 17 офисах компаний, связанных с проектом второй атомной. Как объяснили прокуроры, причиной спецоперации стали ежемесячные выплаты в размере 950 тыс. евро, которые осуществляла Национальная электрическая компания за консалтинговые услуги, вопреки наложенному мораторию на строительство АЭС „Белене”. Так, на практике, государство выплатило незаконно 14 млн. евро.
Акции спецслужб предшествовали действия министерства энергетики, которое обратилось в прокуратуру с четырьмя сигналами о злоупотреблениях в особо крупных размерах. Речь идет примерно о 200 млн. евро. „За прошедшие годы многие люди и темные субъекты приходили в энергетику и грабили ее”, – заявил министр экономики, энергетики и туризма Драгомир Стойнев, который обвинил бывших правящих в выкачивании средств из энергетического сектора. В свою очередь бывший министр энергетики Делян Добрев парировал, заявив, что „с начала августа Болгария продает электроэнергию на 10 евро дешевле от средней цены за последние четыре года”. По его вычислениям, если эти 10 евро умножить на мегаватты, которые Болгария экспортирует, то получится сумма убытка государства в 5 млн. евро в месяц. Бывший директор АЭС „Козлодуй” Валентин Николов дал свою категорическую оценку, согласно которой система энергетики декапитализирутся и налогоплательщикам в один прекрасный день придется заплатить за якобы сниженные цены на электричество. Он наполнил, что „ни одно из требований, протестовавших в феврале сего года болгар, касавшихся сектора энергетики, не выполнено”.
С начала года в отношении нашей страны заведено пять исков и процедур, связанных с сектором энергетики. Российская компания-исполнитель требует свои деньги за заказанное, но неоплаченное оборудование второй атомной станции, энергосбытовые компании жалуются Брюсселю на новую ценовую модель, которая наносит им миллионные убытки, Еврокомиссия атакует Болгарию из-за монопольного рынка электроэнергии и отсутствия газотранспортных связей с соседними странами. Ко всему этому можно добавить и угрозы производителей зеленой энергии потребовать возвращения им неправомерно собранных тарифов на сумму в 150 млн. евро. Но наиболее серьезные обвинения в адрес правящих и оппозиции, однако, связаны с плохой защитой Болгарии по делу с российской компанией „Атомстройэкспорт” о доставке оборудования для так и недостроенной АЭС „Белене”. Российская сторона предъявила иск на 900 млн. евро.
Между тем, недавно был опубликован доклад Института энергетики при Американской торговой палате, в котором указывается, что большинство населения Болгарии тратит основную часть своих доходов на энергетические нужды. Более 14% бюджета болгарских домохозяйств уходит на оплату счетов за электричество. Анализ экспертов показывает, что высокие расходы на энергетику и высокая уязвимость от шоковых перемен в ценах на энергетические источники ставят нашу страну в очень рискованную ситуацию. Главный риск – отсутствие альтернативы поставкам газа. Через пять лет после газового кризиса в Болгарии, вызванного спорами между Украиной и Россией, Болгария не предприняла практически ничего для диверсификации источников голубого топлива. Президент Росен Плевнелиев на днях напомнил об амбиции Болгарии сократить поставки природного газа из России на 50% в течение следующих пяти лет. На данный момент около 90% природного газа поступает в Болгарию из России.
Альтернативой являются газовые связи с соседними странами, пятикратное увеличение добычи собственного в следующие 10 лет, а также договор о поставках 1 млрд. куб. м. в год природного газа из Азербайджана. По сути, этим договором впервые на деле диверсифицируются источники газа для болгарского рынка.