«Нам надо сделать гораздо больше относительно нашего эффективного участия в принятии решений в рамках ЕС. Я не достаточно удовлетворен проделанным до сих пор, но работа продолжается». Так министр иностранных дел Кристиан Вигенин формулировал один из своих приоритетов на 2014 г.
«Иногда мы слишком поздно формируем наши позиции, или же формируем их, не обсудив их широко с болгарским обществом, – продолжил далее Кристиан Вигенин. – Иногда нам трудно определить болгарские интересы, чтобы поддержать их. В этом смысле мы активизируем работу Совета по европейским вопросам, являющегося координирующим механизмом в Болгарии в данной области. Мы попытаемся более активно привлечь неправительственный сектор. Расширим дебаты по этим важным вопросам, так, чтобы граждане знали, что отстаивает Болгария перед европейскими институтами. Когда мы это сделаем, болгарские депутаты в Европарламенте будут защищать интересы нашей страны более эффективно. Полгода назад они не получали достаточно сведений. Им будет представлена информация относительно болгарских позиций, о том, что предстоит, что поможет им в их работе. Иногда у меня такое ощущение, что мы все еще не осознаем, что ЕС – это мы. Мы – Брюссель, этот союз зависит и от нас. Мы тоже являемся работодателями Европейской комиссии. Изменить сложившиеся представления не так легко, надо работать в этом направлении. Я думаю, что когда мы это осознаем, то тогда станем в достаточной степени эффективными, поймем, что именно мы несем ответственность».
В интервью Радио Болгария министр Кристиан Вигенин указал и на другой важный момент внешней политики страны, который не следует недооценивать. Во второй половине 2018 г. Болгария впервые будет председательствовать в Совете ЕС.
«Это большой вызов для нашей страны. Мы уже начали подготовку, – продолжил министр иностранных дел. – В первые дни следующего года предстоит создание организационного комитета для этого председательства. У нас уже готов и первый проект концепции относительно его подготовки и осуществления. Мы делимся своим опытом и изучаем опыт наших партнеров. Болгарские дипломаты будут работать при греческом и словацком председательстве ЕС».
Вступление Болгарии и Румынии в Шенгенское пространство остается среди приоритетов нашей страны, указал еще министр Вигенин: «На сегодняшний день можно сказать, что решение этой проблемы близко, – заявил министр. – В 2011 г. было допущено, чтобы членство в Шенгене, под той или иной формой, было обвязано с вопросами, не имеющими никакой связи с критериями членства определенного государства в свободной зоне. В настоящий момент наши партнеры говорят, что мы технически находимся в Шенгене, потому что охрана границ и всех других элементов находятся на уровне, требуемом от страны для данной зоны. Наша задача – поддерживать готовность к членству, а также попытаться, согласно своим возможностям, работать со странами, относящимися скептически к нашему членству. Надо приложить усилия защитить идею, которая формально была воспринята ранее, но далека от реализации. Вступление Румынии и Болгарии в Шенгенское пространство должно произойти в два этапа. Во-первых, воздушные и, вероятно, морские границы, во-вторых, сухопутные. На данный момент на вопрос «когда?» отвечаю: Болгария готова стать частью Шенгена, но вступит тогда, когда скептически настроенные страны изменят свою позицию».