НОВОСТИ БОЛГАРИИ

Начало Варна Политика Экономика Общество Культура Происшествия Спорт Туризм Недвижимость Погода

Законны ли горнолыжные трассы и подъемники?

26 марта 2014 | Туризм

Законны ли горнолыжные трассы и подъемники?

На днях директор Института анализов и оценок в туризме Румен Драганов выразил свое восхищение подвигом всех болгарских горнолыжных центров, открывших вовремя новый зимний сезон. Ведь уже более месяца из-за очень теплой погоды везде места для спусков покрыты искусственным снегом. Была выражена и признательность усилий руководства курортов, которые, несмотря на значительные расходы, привели в готовность свое хозяйство, дабы сохранить имидж страны как четвертой наиболее популярной в этом отношении в Европе.

„Лишь бы не пришлось каждый год повторять этот подвиг” – отреагировали любители природы, и без того подвергающие сомнению возможности страны в будущем в этом направлении из-за все более теплых зим. Помимо этого, они встревожены тенденцией превращения Болгарии в один из центров горнолыжного спорта из-за грубого порой нарушения законов об охране природы. Нередко мы сначала строим, а потом уже это узаконивается.

По словам представителя Фонда дикой природы в Болгарии Александра Дунчева, практически в стране почти нет трассы, сделанной без какого-либо нарушения. Подобная практика существовала еще во времена социализма, но распространена и поныне. Последний пример – это замена старого буксировочного подъемника новой канатной 4-кресельной дорогой „Два моста”, ведущей к вершине Снежанка в „Пампорово” в горах Родопы. Сделано все было без разрешения на строительство, без нужной оценки воздействия на окружающую среду. Фирма „Пампорово” заявила, что она ждала решения спора с лесной администрацией с 2004 г. и ей надоело. Верно, что 10 лет на решение не столь сложного вопроса многовато, что и привело к грубому нарушению закона. В случае курьез состоит в том, что даже не назван подрядчик проекта, дабы на его голову не посыпались непосильные штрафы. И смешно, и грустно…

„Во всех лыжных зонах мы сталкиваемся с одной и той же проблемой – первоначально идет застройка, затем процесс узаконивания, – говорит г-н Дунчев. – Более того, в ряде мест построенные объекты так и не признаются законными, поскольку даже некому пожаловаться и призвать к ответственности инвесторов. Вот такая практика существует сейчас. Так что поступки инвесторов не в состоянии гарантировать интерес общества к созданию устойчивого зимнего туризма”.

Самый яркий пример, ставший поводом для многолетней войны между организациями экологов и инвестором АО „Юлен” на курорте Банско, это безнаказанно „освоенные” дополнительно 65 га вне определенной концессии. Есть и такие колоритные случаи, как незаконно построенный подъемник от турбазы „Пионерска” до турбазы „Рилски езера” (Рильские озера) в горах Рила.

„Место даже не считается трассой для спуска, а просекой по протяжению подъемника, что было сделано в принадлежащем муниципалитету лесу без разрешения на вырубку деревьев, уж не говоря о нормах охраны природы или разрешении на строительство, – заявляет Александр Дунчев. — Несколько попыток государственных ведомств прекратить рубку леса были неуспешными. Фактически незаконная просека играет роль лыжной трассы при полном отказе государственных органов прекратить это с целью безопасности граждан. Ясно, что она может не отвечать условиям безопасности лыжников”.

Не думаю, чтобы наши инвесторы призадумались над последствиями инцидента, случившегося с Шумахером. Какие это будут санкции, когда окажется, что там все незаконно! И, все же, есть ли место для развития горнолыжных видов спорта в такой горной стране, как Болгария? Коалиция из 20 гражданских и экологических организаций под названием „За сохранение природы в Болгарии” считает, что „да”, но не столь больших масштабов.

„О развитии масштабных проектов горнолыжных центров трудно можно говорить, так как единственные места, где задерживается большее количество снега, это высокие части гор, подпадающие в строго охраняемые территории, входящие в национальные или природные парки. А там новое строительство вообще запрещено. За счет этого в стране имеются условия для развития горнолыжного туризма в более ограниченных масштабах, при охране природы и создании возможностей для использования местным людям. Они могут быть инвесторами, владельцами гостевых домов и т.д. А не чтобы внешние инвесторы нанимали их на работу как обслуживающий персонал”.

Другой аргумент – это климатические изменения, теплые зимы, быстрый приход весны. Тогда придется более длительный период поддерживать искусственный снег. Это приведет к исчерпыванию и без того небольших водных ресурсов, к загрязнению питьевой воды химикалиями, нужными для создания искусственного снега. „Уже сейчас появилась проблема с водоснабжением г. Банско и близкого с. Баня именно из-за большого количества использованной для создания снега воды”, – говорит наш собеседник г-н Дунчев. Он также отметил, что вырубка леса для проведения многих трасс приведет к росту наводнений в горных селениях и образованию опасных оползней.

Самым хорошим примером можно считать Чепеларе в Родопах. Там курорт имеет скромные размеры и прекрасно вписывается в окружающую среду. Местные люди является инвесторами, владельцами небольших гостиниц. Здесь нет крупных корпораций, действующих угнетающе на местный бизнес и желающих использовать горцев как подсобный персонал, – выражают свое мнение защитники природы. „Там не думают о грандиозных проектах и многие люди, особенно молодежь, скажет вам, что с удовольствием ездит отдыхать именно в Чепеларе”, – заявил представитель Фонда дикой природы в Болгарии Александр Дунчев.

Copyright © 2008-2024 AboutVarna.ru