НОВОСТИ БОЛГАРИИ

Начало Варна Политика Экономика Общество Культура Происшествия Спорт Туризм Недвижимость Погода

Предания о болгарских пещерах

24 декабря 2009 | Туризм

Многочисленные пещеры в Болгарии привлекают спелеологов и туристов своими подземными лабиринтами и залами, реками и причудливыми известковыми формами. Но к сотворенному природой в течение веков люди добавили и целую пещерную „мифологию” – таинственные истории, предания, поверья, ритуалы.

Согласно этнологическим исследованиям, в Болгарии более 90 „священных пещер”. Некоторые из них были обитаемы в доисторические времена, как, например, пещера „Магурата”, известная своими наскальными рисунками. Другие играли роль астрономических „обсерваторий” или местом для священнодействий древних фракийцев.
В эпоху Средневековья отшельники-христиане создали свои храмы и обители в скальных отверстиях. Примером является популярный Аладжа-монастырь или единственный все еще действующий скальный монастырь в Болгарии – Бесарбовский.
В целом, пещеры в Болгарии названы болгарскими именами, но в восточной части гор Родопы и Добрудже чаще встречаются турецкие, а также греческие и латинские названия. По мнению некоторых исследователей, собственные имена пещер делятся на два вида, в зависимости от того, названы ли они местным населением или же обнаружившими их спелеологами. Среди местного населения бытуют легенды и предания о соответствующих пещерах, в то время как относительно обнаруженных в наши дни легенды и предания отсутствуют.

Пещеры, названные именами болгарских владетелей Первого и Второго болгарских царств, а также известных воевод, имеют полностью легендарный характер. Типичным примером является „Шишманова пещера” у села Лютиброд, в которой, согласно легенде, царь Иван Шишман спрятал свои богатства, чтобы они снова увидели белый свет, когда Болгария вновь станет свободной. Это – одна из самых распространенных легенд, которая связана и со многими другими пещерами в Болгарии.

Многочисленные легенды связаны не только с действиями гайдуков, но и борьбой обычных болгар во времена Османского нашествия на наших землях. Одно из преданий о „Девичьих пещерах” („Момините пештери”) гласит, что турецкий бей, испепелив болгарское село, решил пощадить двух самых красивых девушек, если они согласятся стать его женами. Девушки согласились, но ночью убежали в названные позже „Девичьими скалами” горы, где расположенны и одноименные пещеры, похожие на девичьи глаза, переплели свои косы и бросились, обнявшись, со скал.
Другая легенда, связанная с отказом населения принять ислам во времена турецкого рабства, относится к пещерам „Челевештница” („Человеческая”). Завидев турок, жители села Орехово в горах Родопы спрятались в пещере. Но один из турок, переодевшись в болгарскую одежду, чтобы обмануть их, пришел к пещере. „Выходите, турки ушли”, – закричал он. Но болгары затаились. Однако к вечеру мать с маленьким ребенком вышла из пещеры, чтобы собрать съедобных корешков и накормить мальчика, и была замечена турками. Они разожгли костер у входа в пещеру, и дым задушил всех болгар в ней. В ходе исследований в 1978 году в пещере было обнаружено огромное количество человеческих костей, кроме того потолок и стены пещеры покрыты копотью, и этот факт недвусмысленно свидетельствует о достоверности легенды.
В горах Родопы существует множество пещер, и почти все легенды о них связаны со временами пятивекового турецкого владычества, так как после падения Болгарии под турецкое рабство Родопы остались последней твердыней болгар. У села Борово расположено несколько пещер, самые интересные легенды связаны с пещерами „Рада дупка” и „Чухал дупка”.

Первым поселенцем в селе Борово был священник – поп Апостол. Жил он со своей женой Радой и 16-летним сыном. После одного из набегов турок часть населения была убита, а другая часть успела сбежать. Поп Апостол был убит, его жена Рада осталась в Борово, а их сына турки отправили в Стамбул учиться на ходжу (мусульманского священника). Прошло несколько лет. Сын Рады был отправлен в родное село, чтобы заставить оставшихся там болгар принять ислам. Но Рада упорно отказывала сыну, а он становился все настоятельнее, и стал угрожать матери. Поэтому Рада решила спрятаться в небольшой пещере. Но сын нашел ее и там. Согласно легенде, она ушла в Бачковский монастырь, но до наших дней дошли легенда и имя пещеры.
Легенда о „Чухал дупка” связана с древним монастырем близ села Борово. Там жило 300 монахов. При падении Родоп под османское владычество, монахи были убиты, однако до этого они успели спрятать церковную утварь – крест, чашу для причастия и евангелие в пещере „Чухал дупка”.

Среди легенд о пещерах, наряду с преданиями о зарытых сокровищах и их использованием в качестве убежища, особое место занимают легенды, связанные со святыми и с верой о священной и лечебной воде в них. Может быть, самой известной является пещера „Перуна дупка” („Пещера Перуна”) близ Софии, название которой, вероятнее всего, связано со славянским богом Перуном. Среди святых, именем которых названы пещеры, также Святой Илия у села Ягодина, Святой Никола у города Пештера, Святой Христ у села Добростан, Святой Георгий у села Дряново и многие другие.
Вот какая легенда существует о пещере „Святая Марина” близ города Бургас. Близ села Гинци есть три расположенных рядом пещеры, и рядом с источником в одной из них возвышается древний каменный крест. Больные неизлечимыми болезнями идут туда в пятницу и умываются целебной водой, а затем оставляют в пещере часть своей одежды, веря, что таким образом они оставляют в ней и свою болезнь. Другой тип легенд связан со сверхъестественным. Так появились имена многочисленных „Пещер змея” почти во всех уголках Болгарии. Но зато нет пещер, связанных с лесными русалками, драконами и другими чудовищами. Например, легенда о „Елениной пещере” у села Бяла-вода, является типичным примером присутствия змея в болгарском фольклоре, подобное предание встречается и о других пещерах в Болгарии, например, пещере „Русин камень” в юго-восточной части страны.

Жила в селе красавица Елена. А близ села, в пещере, жил мифический змей. Как-то раз принял он образ человека, спустился в село, где все девушки собрались играть хоро – традиционный болгарский народный танец. Но Елена заметила, что из-под одежды парня-змея торчит его хвост и выставила его на посмешище. Рассердился змей, закружился вокруг своей оси, поднялась пыль, а когда она рассеялась, Елена исчезла. Змей спрятал девушку в своей пещере и женился на ней. Когда пришло время родиться ребенку, змей позвал мать Елены, чтобы она помогла дочери родить, а затем и помогать ей по хозяйству. Когда ребенок подрос, змей отправил мать девушки обратно в село, но на прощанье наполнил ее передник углями. Отойдя от пещеры, женщина выбросила угли, но вернувшись домой, обнаружила, что один уголек зацепился за передник и превратился в золотую монету.
О пещере „Ухловица” в горах Родопы тоже бытует предание, что в ней жили дьявол и его жена, и когда ей пришло время рожать, дьявол позвал женщину-акушерку из близкого села, а затем тоже заплатил ей углями-золотыми монетами. По дороге домой женщина порвала передник и донесла до дому только один уголек, который, упав на землю, тоже превратился в золотую монету. Бросилась женщина собирать рассыпанные по дороге угли, но дьявол опередил ее, и собрал их раньше нее.
Возможно, что фольклорные рассказы о таинственном зачатии и рождении в пещерах являются более поздней адаптацией древнего культа. Об этом свидетельствует пещера, обнаруженная несколько лет назад археологами, и определенная, как древнее фракийское святилище. Только раз в год – в день весеннего солнцестояния – один солнечный луч попадает точно во входное отверстие пещеры и проникает вглубь на 22 метра. Считается, что пещера – это древний орфический алтарь – олицетворение Земли, как Богини-матери, которую Бог-солнце оплодотворяет в этот момент. Это представление очень наглядно поддерживает и форма пещеры, из-за которой она названа „Вульва” (пещера-утроба). Схожий смысл имеют и древние ритуалы, согласно которым для посвящения в зрелость девушек и парней отводили в пещеру.

Еще две легенды связаны с потусторонними силами. Предание гласит, что в „Пирковской пещере” (также в горах Родопы) жили злые духи, вампиры. Целыми ночами они ждали запоздалых путников, чтобы оседлать их и ездить на них всю ночь, пока не умрут. Если же человек случайно выживал, они выпивали его кровь. Вот почему после заката солнца никто не смел пройти мимо этой пещеры.
А „Гогову пещеру” использовали в качестве овчарни. Предание гласит, что там трагически погиб владелец овчарни, из-за неуважительного отношения к проживающим там оборотням.
И, разумеется, нельзя не упомянуть пещеру „Дьявольское горло” близ села Триград. Она впечатляет явлением, которое редко встречается в пещерах в Болгарии – подземный водопад. „Дьяволское горло” дает начало различным легендам со времен фракийцев. Одна из них гласит, что именно отсюда Орфей спустился в подземное царство Гадеса, чтобы спасти свою любимую Эвридику.

Copyright © 2008-2024 AboutVarna.ru